Нейронные сети теперь и в Яндексе

Нейронные сети теперь и в Яндексе

Компания «Яндекс» сообщила о вводе в работу нового поискового алгоритма. Он получил название «Палех». Названный в честь сказочной Жар-Птицы алгоритм должен, в первую очередь, улучшить поисковую выдачу по редким запросам.

Специалисты «Яндекса» условно разделили сотни миллионов ежедневных запросов на три категории и представили их в виде силуэта, который включает в себя:

  • «Клюв» Жар-Птицы. Это небольшое количество наиболее частотных запросов, число которых составляет миллионы в день (например, «одноклассники») Статистика позволяет «Яндексу» легко выдавать правильные результаты.
  • «Туловище». Запросы средней частотности. Их по количеству больше всего, но и здесь выдача достаточно адекватна запросам.
  • «Хвост». Редкие запросы. Это наиболее сложные для обработки поисковые фразы. Их вводят либо неопытные пользователи, разбавляющие ключевые слова ненужными фразами, либо пользователи, ищущие какой-либо контент по описанию. Примером может служить запрос «фильм, где Сталлоне играет подрывника».

Именно «Хвост» Жар-Птицы разработчики намерены улучшить с помощью «Палеха». Поисковику сложно работать с редкочастотными запросами. Кроме того, в выдаче просто может не находиться слов из релевантного поиска.

Нейронные сети

Для включения в выдачу мультимедиа специалисты компании применили нейронные сети – самообучаемые системы, способные научиться распознавать объекты визуально. Работая по системе «Запрос – название», сети постепенно учатся отождествлять их. Запросы и соответствия им помещаются в многомерную координатную систему в виде отдельных точек. При каждом нахождении релевантности система сближает точки. Постепенно накапливая статистику, поисковик выдаёт более адекватные ответы на запросы. Такой подход назвали «семантическим вектором».

Этот метод имеет огромный потенциал. Он уже применяется не только в текстовом поиске, но и в картинках. Идеальной целью его развития является пока ещё кажущееся недостижимым понимание запросов на уровне, соответствующем среднестатистическому пользователю. Кроме того, с накоплением статистики запросов и переходов каждого конкретного пользователя по ссылкам поисковая система шаг за шагом создаёт индивидуальный профиль пользователя.

Оставить заявку

Бюджет 7500 руб.
7 500 100 000